Плутарх

Древнегреческий историк, писатель и философ Плутарх родился в небольшом беотийском городе Херонее, примерно в 50 милях к востоку от Дельфийского оракула.

Датой его рождения принято считать 46 год н.э. (время правления императора Клавдия), также принято считать, что он родился в довольно состоятельной семье. Имена его родителей достоверно неизвестны, но существует мнение, что его отца звали Никарх, а деда Ламприас. Ламприасом звали и одного из братьев Плутарха, другой же брат носил имя Тимон – он был особенно дорог будущему писателю.
Ещё в юности Плутарх получил достойное образование, а в середине 60-х годов н.э. он обучался в Афинах у некоего платоника Аммония, которого впоследствии нередко цитировал. Вернувшись из Афин, Плутарх был отправлен своей общиной с поручением к римскому проконсулу провинции Ахайя, которое он успешно выполнил. Это помогло его дальнейшей карьере и Плутарх начал получать всё более ответственные поручения и всё более почётные общественные должности. Если первоначально он был известен современникам как образованный и талантливый администратор, дослужившийся до архонта, то впоследствии о нём всё больше говорили, как о великом философе и писателе. Это и неудивительно, ведь первые трактаты Плутарх начал писать ещё в юности, а в зрелости он сделал в своём доме нечто вроде общественной академии, где приезжавшие из самых дальних земель гости могли послушать его рассуждения.
Объехав почти всю империю и неоднократно побывав в Риме, Плутарх завёл многие полезные знакомства, особо сблизившись с соратником Веспасиана Луцием Местрием Флором. В какой-то момент он даже породнился с ним и взял его имя, став таким образом римским гражданином… Однако Плутарх не хотел надолго отрываться от родной провинции. Ещё в юности он побывал со своим учителем в Дельфах, где увидел опустошение некогда великого Храма Аполлона. Желая вернуть известному культу его значение, Плутарх стал Дельфийским жрецом и провёл в этой роли последние тридцать лет своей жизни. К этому времени слава о нём была так велика, что римские императоры Траян и Адриан сделали его фактически негласным наместником Ахейской провинции. Скончался Плутарх около 127 года н.э. в родном городе Херонее предположительно от старости – ему было около 80-ти лет. Почти всю жизнь он прожил со своей единственной супругой Тимоксеной, от которой у него осталось как минимум двое сыновей: Автобул и Плутарх.
За свою долгую жизнь Плутарх написал более двухсот произведений, из которых меньше половины дошли до наших дней. Эти сохранившиеся труды принято условно делить на две части – Моралии и Сравнительные жизнеописания. Первая часть является эклектичным сборником, состоящим из 78 сочинений и речей, самые ранние из которых носят риторический характер, а более зрелые философский и религиозный. Будучи платоником и человеком с ярко выраженным мистическим мышлением, Плутарх был убеждён в важности соблюдения религиозных норм и законов, видя в этом залог успеха как человека, так и всего государства. Не менее важную роль в его мироощущении играют гражданские законы и обычаи, а также общепринятые добродетели. Этика Плутарха неразрывно связана с религией, а все религии в сущности обращены к одной и той же божественной сущности, которая иногда влияет на этот мир посредством чудес и откровений. При этом у каждого человека есть свобода выбора, а душа его по определению бессмертна. Исходя из этих убеждений Плутарх анализирует известные ему греко-римские нравы и обычаи, обсуждает этические вопросы, а также рассуждает о многих других философских, религиозных и исторических проблемах. При этом в Моралии Плутарха иногда включают и работы неизвестных авторов, ещё в древности опубликованные под его именем.
Однако самым известным произведением автора являются Сравнительные жизнеописания или так называемые Параллельные жизни – работа, которую он написал на закате своей жизни. Первые биографии Плутарх начал писать ещё в молодости – сначала это были жизнеописания великих греков, а затем и римских императоров. Впоследствии автор изменил концепцию повествования и к биографии того или иного грека начал подбирать подходящую биографию римлянина, чтобы затем их сопоставить между собой как масштабом свершений, так и моральными качествами. В итоге до нас дошли 22 парных биографии и ещё 4 одиночных. Как принято считать, Плутарх не стремился к максимальной историчности своих биографий, куда важнее для него было показать цельный образ того или иного героя, его натуру и устремления. Кроме того, вызывают большое сомнение его источники, а также постоянные отсылки к мистическим проявлениям, что в сумме делает всю работу скорее не историческим, а художественным произведением. Впрочем, за это Сравнительные жизнеописания и полюбились как современникам автора, так и более поздним читателям. С литературной точки зрения эта работа практически не имеет недостатков и многие столетия она является весьма актуальным нравственным посланием от прошлого будущему. Свобода выбора, честь, доблесть, забота о государстве, справедливость и почитание богов – вот те основные критерии, на которые Плутарх опирается в своём труде и именно по этим критериям и сегодня судят описываемые им времена и их героев. Пожалуй, этот талантливый грек одним из первых понял, что времена – это в первую очередь люди, пусть даже далеко не самые идеальные. И в этом его главная историческая заслуга.

© Arthur Lazarev All rights reserved

Search