Катон Старший

Известный писатель, политик и полководец Древнего Рима Марк Порций Катон Старший родился в Тускуле в 234 году до н.э.

О его предках особо ничего неизвестно, кроме того, что они скорее всего принадлежали к всадническому сословию и являлись частью муниципальной аристократии. Это означало, что Катону предстояло стать так называемым «новым человеком» в римском нобилитете и стоит признать, что у него это прекрасно получилось. Проведя детство в Сабинской области в поместье отца, Катон в возрасте 17-ти лет был призван на войну с Ганнибалом и уже в 214 году до н.э. достиг должности военного трибуна, находясь под командованием прославленного римского полководца Марка Клавдия Марцелла. Затем его начальниками были не менее прославленные Фабий Максим и Гай Клавдий Нерон, но принято считать, что наибольшее влияние на карьеру Катона тогда оказал Луций Флакк – влиятельный патриций из рода Валериев. В 204 году до н.э. Марк Порций стал квестором у Сципиона Африканского с которым, впрочем, не нашёл общего языка. Он обвинил будущего победителя Ганнибала в чрезмерных тратах и недостаточно внимательном отношении к делу, по сути открыто примкнув к группе противников Сципиона. Пробыв некоторое время сначала на Сицилии, а затем на Сардинии, Катон около 202 года до н.э. вернулся в Рим и начал политическую карьеру. В 199 году до н.э. он был избран эдилом, а спустя год – претором. Свою претуру он провёл в провинции Сардиния и со слов Плутарха не потребовал от своих провинциалов никаких затрат и вообще ничем их не обделил. Это положительно сказалось на его репутации и уже в 195 году до н.э. Катон был избран консулом вместе со своим старым покровителем Луцием Валерием Флакком. Консульство Катона было отмечено двумя известными событиями – во-первых дискуссией вокруг закона Оппия, а во-вторых иберийским восстанием в Ближней Испании. Закон Оппия был принят в суровые годы Ганнибаловой войны и предусматривал ограничения на роскошь для римских матрон. Катон уже тогда славился своей сабинской умеренностью и выступал за пролонгацию этого закона, но под нажимом нобилитета был вынужден отступить. Что же касается иберийского восстания, то оно было жестоко подавлено Катоном, который получил от сената крупные военные силы. Действия Марка Порция в Испании вызвали недовольство его уже старого противника Сципиона, но так или иначе по итогам кампании Катон стал триумфатором и раздал своим солдатам огромные денежные подарки. Самое главное, что он добился как усмирения провинции, так и роста собираемых с неё доходов, что не могло не радовать римский сенат. После возвращения из Ближней Испании Катон предположительно участвовал в сражениях в Цизальпинской Галлии, а в 191 году до н.э. он принял участие в боевых действиях против Антиоха III в так называемой Сирийской войне. Отличившись в битве при Фермопилах, Катон вернулся в Рим и полноценно занялся политикой. Прежде всего это заключалось в порицании тех пороков, с которыми столкнулось римское общество после победы над Ганнибалом. В 189 году до н.э. Катон пытался избраться цензором, но потерпел неудачу. Вероятно, это было не в последнюю очередь связано с тем, что он обвинил своего бывшего командира по Сирийской кампании Глабриона в растрате добычи, чем подпортил свою репутацию. В том же году он посетил Грецию для переговоров с этолийцами, а спустя три года имя Катона вновь зазвучало в связи с подавлением культа Вакха. В 184 году до н.э. Катон всё же избрался ценором и провёл свою цензуру в свойственном ему стиле – он исключил из сената и всадничества многих своих оппонентов, а также инициировал принятие новых законов против роскоши. Активно занимался он и строительством, отремонтировав городскую канализацию, заложив новую базилику и облицевав камнем городские фонтаны. Столь открытая и непримиримая борьба с нобилитетом постоянно увеличивала количество его врагов и согласно Плинию Старшему Катона 44 раза привлекали к суду, но он всегда безукоризненно проводил собственную защиту. После своей цензуры Марк Порций в основном занимался сельским хозяйством и написанием сочинений, однако не прекращал вести борьбу против роскоши и нарушения законов. В 171 году до н.э. он был обвинителем некоторых бывших испанских наместников, а в 153 году до н.э. отправился в Африку в составе посольства по решению территориального спора между Карфагеном и Нумидией. Увиденное там неприятно поразило Катона – Карфаген не только не был сломлен недавней проигранной войной, но и вообще подавал вид успешного цветущего города. Вернувшись в Рим, Катон каждое своё выступление начал завершать фразой «Карфаген должен быть разрушен», и в конечном итоге это мнение стало определяющим в римских кругах. В 149 году до н.э. Катон Старший скончался, до окончательного падения Карфагена оставалось три года.
Марка Порция Катона Старшего справедливо можно было бы назвать одних из последних римлян, поскольку вся его жизнь была направлена на служение тем старомодным идеалам, которые ковали римскую державу. В походах он жил жизнью простого солдата, в хозяйственных делах он трудился рядом со своими рабами, а на высоких трибунах он был обличителем всех тех пороков, которым ещё только предстояло разрушить государство. Одним из первых проповедуя теорию упадка нравов, Катон своим примером показывал, что такое оставаться римлянином, хотя это даже для его современников иногда казалось чем-то выходящим за грани здравого смысла. Многие упрекали его в карьеризме, формализме или же просто в зависти к более талантливым и влиятельным людям, но никто не мог отказать Катону в последовательности его мыслей и действий. Будучи «новым человеком» в сложном и жестоком мире римской политики, он не боялся говорить и делать то, что считал нужным и это вызывало уважение даже у его оппонентов. Подобный путь спустя столетие прошёл Марк Туллий Цицерон, но в отличии от своего предшественника он всё же пал жертвой собственной политики. Катон же ушёл в вечность никем не побеждённым.
Будучи помимо прочего весьма неплохим писателем, Катон оставил после себя ряд сочинений, таких как: Земледелие, Начала, Поэма о нравах, Лечебник, О военном деле, Изречения… К сожалению, до наших дней дошёл только трактат Земледелие, благодаря которому мы сегодня знаем о принципах управления сельским имением во времена Римской республики. Эта тема безусловно была близка автору, так как и юность и старость свою он провёл в сельскохозяйственных заботах, да и вообще считал, что этот род занятий самый подлежащий для римского гражданина. Стоит отметить, что данный трактат был весьма популярен во времена как Республики, так и Империи, являясь настольной книгой для тех, кто имел собственное хозяйство. Трактат под названием Начала дошёл до наших дней в виде отдельных обрывков и пересказов, но и на основании этого можно сделать вывод, что это сочинение было объёмным и основательным трудом, одним из первых в данном жанре. Судя по всему, Катон пытался изложить историю Рима от основания города до времени собственной жизни и делал он это прозаическим латинским языком, что само по себе было новаторским подходом к делу. Эта работа, включавшая 7 книг, была хорошо принята современниками и особо ценилась Саллюстием, Ливием и многими другими римскими писателями. Презирая всё греческое, Катон пытался противопоставить языку эллинов язык латинян: ясный, суховатый и местами архаичный. Таким образом он оставался верен себе даже в вопросах творчества.

© 2015 Your Company. All Rights Reserved. Designed By JoomShaper

Search