Иосиф Флавий

Иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий, урождённый Йосеф бен Матитьяху, родился в Иерусалиме в 37 году н.э.

По линии своего отца Матфия он происходил из древнего и уважаемого рода Храмовых священников, а по материнской линии он принадлежал к царскому роду Хасмонеев. Известно, что семья будущего историка была не только аристократичной, но и весьма состоятельной, что позволило ему и его старшему брату получить блестящее образование. В 16-ти летнем возрасте Иосиф увлёкся идеями ессеев и удалился в пустыню, но спустя три года примкнул к фарисеям. Будучи образованным и честолюбивым человеком, он быстро занял в этой секте привилегированное положение и уже в возрасте 26 лет участвовал в посольстве в Рим к императору Нерону. Там ему удалось добиться освобождения 12 еврейских священников, что без сомнения ещё более усилило его позиции в фарисейском движении. Перспективы Иосифа как одного иудейских лидеров теперь были весьма многообещающими, но вернувшись в Иерусалим он с горечью узнал о готовящемся народном восстании. Впечатлённый мощью и величием Рима молодой фарисей понимал, что это восстание обречено на неудачу, но в итоге всё же принял командование обороной Галилеи. Руководя 10-ти тысячным гарнизоном, он укрепил несколько городов и деревень, однако эти действия не принесли особого результата. В стане руководителей восстания не было единения по поводу будущей тактики и стратегии, да и сам Иосиф не обладал какими-то полководческими талантами. Поэтому римляне довольно легко взломали галилейскую оборону, а затем осадили Иотапату – последний оплот обороны Иосифа. После сорокасемидневной осады город был взят, а его жители большей частью перебиты. Оказавшийся в ловушке начальник гарнизона предложил своим выжившим 40 товарищам сдаться, но те с возмущением отвергли его предложение, предпочитая смерть позорному плену. Тогда Иосиф пошёл на хитрость, предложив оригинальный способ самоубийства – встав в круг, убивать каждого третьего по жребию. В итоге остался в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил сдаться римлянам.
В римском лагере неудачливый защитник Галилеи был закован в цепи и вообще подвергался всяческим унижениям, но всё изменилось после его встречи с Веспасианом. Предсказав римскому полководцу грядущий императорский трон, Иосиф расположил его к себе, тем более вскоре его предсказание исполнилось. До самого окончания войны будущий историк оставался в римском лагере, давая советы по взятию иудейский крепостей и склоняя восставших к сложению оружия. Неудивительно, что среди иудеев он заработал самую чёрную репутацию и едва не был убит при переговорах с защитниками Иерусалима… Между тем город всё же пал, а его население было истреблено и рассеяно. Второй Храм был разрушен, лежала в руинах и вся Иудея. Будучи неглупым человеком Иосиф наверняка предвидел такой итог и считал, что оставшись в живых принесёт куда больше пользы еврейскому народу, чем покончив с собой или проведя остаток жизни в цепях. Хотя возможно им руководили и гораздо более приземлённые мотивы. Так или иначе, Веспасиан, сделавшись императором, приблизил талантливого иудея к себе, осыпал его дарами и даровал свободу. С той поры Иосиф и стал называться Флавием, взяв себе имя своего патрона. Проведя остаток жизни в Риме в роскоши и спокойствии, он пережил трёх императоров и четырежды женился, оставив после себя троих детей и пять крупных сочинений об истории еврейского народа.
Первое и, пожалуй, самое известное сочинение Иосифа «Иудейская война» состоит из 7 томов и повествует об истории еврейского народа с периода предшествующего Маккиавейским войнам до падения крепости Масады. Первоначально эта работа писалась на арамейском языке, но впоследствии была издана на греческом. Иосиф считал, что некоторые его современники искажают правду об иудеях и их истории, поэтому хотел восстановить справедливость и рассказать о том, что видел сам. Соответственно из его источников для этой работы можно выделить собственные заметки и наблюдения, а также официальные военные отчёты и архивы Веспасиана и Тита. Учитывая, что до конца жизни Иосиф находился на довольствии у римских императоров, от него трудно было ожидать полной объективности. Его «Иудейская война» является классическим примером апологетики, хотя и представляет огромную литературную и историческую ценность. В значительной степени Иосиф Флавий возлагает ответственность за катастрофу еврейского народа на самих иудеев, которые по причине недовольства римским прокуратором Флором восстали против всей империи. При этом для римлян автор не скупится на похвалы, изображая их величайшим народом и вообще божьей карой для всех изменников. Самого себя Иосиф изображает сторонником партии мира, человеком, который всегда противился конфликту и всячески его избегал. Более того, в каком-то смысле он считает себя божественным посланником, которому бог доверяет лицезреть будущее и предупреждать о нём как свой народ, так и римских императоров. Неизвестно, в какой степени сам Иосиф верил в своё божественное предназначение, но стоит признать, что его пророчества не раз спасали ему жизнь. В целом же его история иудейского восстания вполне подходила римлянам, которые не испытывали никаких восторгов по поводу этой кровопролитной и малопрестижной войны. Поэтому данная книга никем не запрещалась и была весьма популярна на западе как в то время, так и гораздо позднее. К тому же, она была написана весьма элегантным и привычным для римлян языком, с драматическими вкраплениями, историческими и географическими экскурсами.
Вторая книга Флавия известна как «Жизнеописание» и зачастую рассматривается как часть «Иудейских древностей». В этой книге автор сообщает подробности своего происхождения, а также подробно рассказывает о своей общественной, политической и военной деятельности.
Третья книга «Иудейские древности» является самым значительным произведением Флавия. Этот обширный труд по иудейской истории состоит из 20 сочинений и ставит перед собой задачу ознакомления европейцев с религией и обычаями евреев. В значительной степени это пересказ «Ветхого завета» на более светском и понятном языке. С исторической точки зрения данная работа является крайне интересной, так как автор даёт подробные характеристики и жизнеописания многих библейских персонажей и к тому же опирается на многих своих предшественников: Страбона, Полибия, Тита Ливия, Азиния Поллиона, Николая Дамасского и других. «Иудейские древности» также, как и «Иудейскую войну» можно считать апологическим произведением, и если в первом случае мы говорим об апологии Рима, то во втором об апологии Иудеи. Иосиф показывает свой народ, его историю и культуру в наиболее выгодном свете, что, впрочем, легко ему простить из-за многих ценных сведений и удобной подаче материала.
Также перу историка принадлежит трактат «Против Апиона». В данном труде автор дискутирует с александрийским грамматиком Апионом, который отличался антиеврейскими настроениями, и попутно оспаривает расхожие антисемитские предубеждения.
Подводя итог можно отметить, что сочинения Иосифа Флавия, несмотря на многие элементы апологии, полны уникального исторического и географического материала. Ещё в античности он был упоминаем такими авторами как Светоний и Дион Кассий, изучение его книг продолжается и по сей день. Особую важность имеют книги Флавия для верующих людей, поскольку это не только один из самых значимых историков новозаветного времени, но и непосредственный участник и очевидец событий той эпохи. К примеру, так называемое «свидетельство Флавия» по поводу историчности Иисуса Христа и по сей день является предметом спора в самых разных кругах, хотя разумеется христианином Иосиф не был и о Христе если и упоминал, то весьма фрагментарно и незаинтересованно.

© 2015 Your Company. All Rights Reserved. Designed By JoomShaper

Search