Веллей Патеркул

О древнеримском историке Веллее Патеркуле известно не очень многое – спорными являются не только дата и место его рождения, но даже и его личное имя (преномен).

Существуют поздние упоминания о том, что его могли звать Марком, Публием или Гаем, но ни один вариант не вызывает полного доверия. Насчёт всего прочего считается, что Патеркул родился около 20 года до н.э. в римской Кампании в довольно состоятельной семье, относящейся к сословию всадников. Известно, что римское гражданство Веллеи получили по итогам Союзнической войны, а дед и отец будущего историка служили под началом Помпея и Брута.
Сам Патеркул также не чурался военного поприща – в молодости он несколько лет служил военным трибуном во Фракии и Македонии под началом Публия Виниция. Предположительно там он сблизился с приёмным сыном Октавиана Випсанием Агриппой, которого затем сопровождал в восточном путешествии и даже присутствовал при его встрече с парфянским царём Фраатом V. Впрочем, в 4 году н.э. Випсаниан скончался, а его место будущего наследника трона занял Тиберий, который был усыновлён Августом в том же году. Патеркул был свидетелем церемонии усыновления, после чего принял участие в германском походе Тиберия в должности префекта рейнской кавалерии. Примечательно, что он сменил на этом посту своего отца. Повоевав около года с германцами, Патеркул вернулся в Рим и был избран квестором, но уже в 7 году н.э. был отправлен вместе с Тиберием в Паннонию для подавления вспыхнувшего там восстания. В 9 и 10 годах н.э. Патеркул опять же под началом Тиберия вновь воевал с германцами, пытаясь восстановить на Рейне римское влияние после разгрома легионов Вара, а в 12 году принял участие в триумфе будущего императора и был щедро вознаграждён. В Риме Веллей продолжил движение по карьерной лестнице и после смерти Августа был избран претором, однако это стало наивысшим его политическим достижением. После воцарения на троне Тиберия Патеркул пропадает из общественной жизни, а последнее упоминание о нём относится к 30 году н.э., когда он опубликовал своё известное сочинение о римской истории. По этому поводу существует расхожее мнение, что Патеркул мог быть казнён Тиберием в связи с заговором Сеяна, который состоялся в 31 году н.э. Предположительно у историка было двое детей – Гай и Луций – которые становились консулами в 60 и 61 году н.э. соответственно.
Веллей Патеркул безусловно превзошёл своих предков как в военной, так и в гражданской карьере, но всё же он известен нам в первую очередь благодаря своему сочинению, которое было написано в конце 20-х годов н.э. Это сочинение было посвящено консулу Марку Виницию и стало известно под названием «Римская история». Данный труд состоит из двух книг и весьма напоминает уже известное к тому времени сочинение Тита Ливия, с той ощутимой разницей, что работа Патеркула не столько подробна и многословна. Первая книга практически не сохранилась до наших дней, однако по уцелевшим остаткам и косвенным признакам можно предположить, что она повторяет уже сформированный тогда римский миф о переселении Энея в Италию, заложения Ромулом Рима, царствовании семи царей и т.д. вплоть до разрушения Карфагена. Вторая книга повествует о тех временах, когда Рим делается хозяином Средиземноморья и завершается императорством Тиберия и молитвой за его благоденствие. По упоминаниям самого историка, он готовился написать ещё одну историческую работу, куда более масштабную и основательную, но к сожалению, не успел этого сделать.
Источники Патеркула особо не известны, но среди них наверняка были Катон Старший, Квинт Гортензий Гортал, Цицерон, Тит Ливий, Гай Азиний Поллион, а также сенатские и прочие архивы. Стилистика его письма сохраняет традиции классической латыни, однако его риторика весьма неоднородна и полна диссонансов. Возможно это было задуманным литературным приёмом, а возможно Патеркулу просто не хватало писательского опыта, учитывая, что это был единственный его труд, во всяком случае нам известный. Тем не менее, по общепризнанному мнению, литературные достоинства «Римской истории» весьма высоки: довольное краткое повествование на всём протяжении сохраняет динамику, исторический пафос и драматику, вкупе с морализаторскими отступлениями. С исторической точки зрения всё несколько сложнее, так как какие-то события у автора трактуются в угоду правящим кругам, а какие-то и вовсе не упоминаются. Что касается непосредственно личных взглядов Патеркула, то они считаются умеренно-монархическими, хотя также их можно трактовать, как умеренно-гуманистические. Веллей не поощряет ничего радикального, он выступает за сильную и стабильную Республику, в которой царит мир и согласие сословий. При этом личность играет для него главенствующую роль и если эта личность обладает силой и целостностью, то ей прощаются если не все, то многие ошибки. Так в частности Патеркул довольно благосклонно относится к известным республиканцам наподобие Катона и Брута, не забывая при этом славить и их антагониста Цезаря. Однако наибольшие похвалы историк воздаёт Октавиану и Тиберию, при которых состоялась его карьера. Сложно судить, является ли это открытой лестью в адрес сильных мира сего или же Патеркул действительно считал, что живёт в эпоху «Золотого века» Римской республики.
В завершение стоит отметить, что работа Веллея не пользовалась большой популярностью ни в античности, ни в средние века, хотя и упоминалась некоторыми известными источниками. Видимо первоначально она терялась за произведениями более известных историков и выглядела лишь панегириком двум первым римским императорам, но впоследствии появились и более положительные оценки. На сегодняшний день «Римская история» считается весьма ценным самостоятельным произведением как минимум потому, что показывает эпоху становления Римской Империи глазами не только очевидца, но и участника многих важных событий.

© 2015 Your Company. All Rights Reserved. Designed By JoomShaper

Search