Тит Ливий

Великий древнеримский историк и писатель Тит Ливий родился около 59 года до н.э. в городе Патавий, который сегодня известен как Падуя.

Будучи одним из наиболее значительных городов Цизальпийской Галлии, то есть всей Верхней Италии, Патавий к моменту рождения Ливия уже был романизирован, а его жители получили римское гражданство благодаря стараниям Гая Юлия Цезаря. Впрочем, несмотря на это, во время гражданских войн патавийцы симпатизировали отнюдь не Цезарю, а его оппонентам, и эти республиканские взгляды по мнению многих историков оставались у Тита Ливия до конца его жизни.
О родителях будущего светоча римской истории особо ничего не известно, но считается, что его семья была весьма состоятельной, благодаря чему Ливий смог получить хорошее образование. Соответственно будучи богатым и образованным юношей, он мог рассчитывать не неплохую карьеру как минимум в своём родном городе, но судя по всему таких амбиций у него никогда не было. Во всяком случае не сохранилось свидетельств ни о прохождении им воинской службы, ни о соискании почётных гражданских должностей. Да, когда отгремели гражданские войны и ситуация в государстве стабилизировалась, Тит Ливий перебрался в Рим, но занятиям политикой он предпочёл литературную деятельность и был верен этому решению до самого конца жизни. Примерно до 27 года до н.э. он продолжал своё обучение и попутно пробовал силы в философии. Однако написав несколько сочинений, задумался о создании глобального исторического труда, который должен был охватить историю римского народа от древнейших времён до современной автору эпохи. Сложно сказать, кто был инициатором этой идеи – сам Ливий или император Август, с которым историк заимел приятельские отношения, но так или иначе эта идея плавно вытекала из духа того времени. Укрепившись в качестве единоличного правителя огромной державы, Октавиан Август столкнулся с важнейшей проблемой примирения общественных классов, народов и территорий. В этом не было ничего удивительного, ведь начиная с самого начала первого века до н.э. римляне непрерывно воевали и чаще всего воевали именно друг с другом – Союзническая война, Марианский и Сулланский терроры, проскрипции, восстания рабов, заговор Катиллины, гражданские войны Триумвиров, народные стачки… Всё это было неприятной обыденностью тех лет, поэтому в римском обществе как никогда был высок запрос на стабильность и самоуважение. И если с первым пунктом этого уравнения могли справиться массовые раздачи хлеба и зрелищ, то со вторым всё было несколько сложнее – разочаровавшимся в жизни и в государстве римлянам и их союзникам нужно было напомнить, почему именно они являются владыками всего известного мира. Поэтому дальновидный Август, который и сам был в известной степени видным интеллектуалом своего времени, начал собирать при своем дворе тех людей, которые могли дать государству нечто большее, чем военные или политические победы. Он, возможно даже не понимая, но наверняка чувствуя, начал создавать не столько новый Рим, сколько миф о новом Риме – искусство, религия, традиции, право, порядки и устои, всё должно было слиться воедино, чтобы создать некий эталон государства и гражданина. И для этой цели были нужны именно такие люди, как Тит Ливий, с их гениальностью, трудолюбием и желанием отдать все силы на благо государства.
Вероятно, сам Ливий мыслил примерно в этом же ключе, поскольку около 27 года до н.э. он со всем усердием начал работу над своей Историей. Свои источники он упоминал довольно редко, но список их наверняка был весьма внушительным, учитывая близость историка к всемогущему Августу. Среди наиболее важнейших и достоверных можно выделить Полибия, Катона Старшего, Фабия Пиктора, Валерия Анциата, Лициния Макра, Кальпурния Пизона. Также наверняка использовались работы Посидония, Гая Цезаря, Саллюстия Криспа и многих других. Сама концепция книги представляла собой сочинение из 142 рукописей, сгруппированных в декады (10 книг) или полудекады (5 книг), каждая из которых имеет вступление с кратким содержанием. Тит Ливий писал это произведение на протяжении почти сорока лет, и если первые его книги описывают зарождение римской цивилизации, то последние повествуют о событиях после смерти императора Августа. К сожалению, до наших дней дошло лишь 35 полных книг, то есть четвёртая часть от всего труда, но и этот сохранившийся материал позволяет сделать выводы о литературных способностях автора.
Без сомнения, Тит Ливий был одним из величайших писателей античности, который одним из первых начал подавать исторический материал в прекрасной литературной обработке. Соединяя греческие драматизм и патетику с римскими патриотизмом и гордостью, а также сдабривая это собственным талантом повествователя, Ливий смог создать по-настоящему эпическое произведение. Его История стала настолько значимым произведением ещё при жизни автора, что смогла обессмертить не только его имя, но и тот самый римский миф, который она описывала. При этом слов миф здесь употребляется вовсе не случайно, так как Тит Ливий всё же не был историком в полном смысле этого слова – он был писателем, причём писателем-идеалистом. Будучи увлечённым масштабами римского государства, его историей и свершениями, талантливый патавиец не очень критично относился к своим источникам, а многие места и вовсе добавлял от себя. К примеру красочные прямые речи, которыми изобилует повествование, практически полностью были придуманы Ливием лишь для того чтобы подчеркнуть драматизм того или иного эпизода. Историками было найдено и множество других слабых мест его сочинения, таких как географические неточности, ошибки в исторических датах, путаница с именами, чинами и так далее. Впрочем, стоит отдать ему должное – Тит Ливий никогда не настаивал на каком-либо спорном трактовании какого-либо события или явления, он предлагал различные известные ему варианты и давал возможность самому читателю определить, что является истиной в этой ситуации. Даже когда речь шла о делах божественных или как минимум трудно объяснимых с рациональной точки зрения, Ливий мог выказывать своё критическое отношение к известным ему трактовкам и предлагать более достоверные объяснения. В качестве примера можно вспомнить эпизод с римской волчицей, вскормившей легендарных Ромула и Рема – в понимании Ливия она могла быть не священным животным, а всего лишь местной проституткой. Да и само зачатие вышеуказанных близнецов историк не описывает как нечто сверхъестественное, просто опуская известный миф о боге войны. При всём этом на протяжении всего повествования Ливий относится к римской религии с максимальным уважением и делает её неким цементом, который связывает и упрочает римское общество. Скорее всего сам Тит был сдержан в своей религиозности, но понимал, что значение устоявшегося культа для римлян сложно переоценить. Поэтому в его труде есть немало места для различных знамений и божественных откровений, которые предсказывали какие-либо события или напрямую на них влияли. Что же касается непосредственно исторических или политических взглядов, то Тит Ливий непрерывно выступает с патриотических и аристократических позиций, видя силу и спасение государства в единстве Сената и римского народа, в свою очередь данного единства можно добиться лишь поддержанием общественной морали. Теория упадка нравов уже тогда была весьма популярна в римском обществе и в работе Ливия она проходит красной нитью через все книги. Если вкратце, то эта теория выглядит следующим образом: захватив полмира, римляне отошли от ценностей своих предков и были наказаны за это смутой и многочисленными бедствиями. Эта тяжёлая болезнь требовала лекарства, и этим лекарством стало единоличное правление. Но и болезнь, и лекарство для Ливия одинаково тяжелы, так называемый «Золотой век» Августа омрачается самим существованием императора. Даже будучи вхожим в императорскую семью, Ливий стоял на республиканских позициях и наверняка на этих позициях стояла значительная часть общества или как минимум его аристократическая часть.
Подводя черту, можно отметить, что Ливию удалось если не всё задуманное, то очень многое. Он создал эпохальный труд, значение которого можно сравнить с работой Геродота или Полибия, которого сам Тит весьма уважал. Поэтому пережив Августа и умирая около 17 года н.э., он наверняка чувствовал себя счастливым человеком, сполна получив заслуженную славу ещё при жизни и ещё более получая её после смерти. Работа Ливия по истории Рима остаётся классической и до наших дней, она является, пожалуй, наиболее значительным памятником римской литературы, воскрешая не только дела давно минувших дней, но и воссоздавая сам дух прошлого – его переживания, надежды и устремления.

© 2015 Your Company. All Rights Reserved. Designed By JoomShaper

Search