Николай Дамасский

Древнегреческий историк и философ Николай Дамасский родился примерно в 64 году до н.э. в одном из старейших городов мира – Дамаске. Ещё со времён Александра Великого в Сирии было немало греческих городов и колоний, а после возникновения Государства Селевкидов этот регион и вовсе стал важнейшим центром эллинизма на линии соприкосновения двух великих культур – греческой и персидской.

Однако к началу I века до н.э. Государство Селевкидов настолько ослабело в междоусобных распрях, что в 83 году до н.э. Сирия была завоёвана Тиграном II, царём Великой Армении, а в 64 году до н.э. она стала Римской провинцией по итогам Третьей Митридатовой войны.
Судя по всему, Николай был евреем, хотя и полностью эллинизированным. Его родители – Антипатр и Стратоника – были представителями местной муниципальной аристократии и славились своей скромностью и прочими достоинствами, несмотря на большое богатство. Поэтому неудивительно, что Николай и его брат Птолемей получили прекрасное воспитание и образование, которые определили их дальнейшую судьбу и значительно помогли в карьерном росте. В 30-х годах до н.э. Николай был приглашён Клеопатрой и Антонием для воспитания их детей, а после трагической гибели царицы и полководца он оказался при дворе Ирода Великого. Царь Иудеи сделал талантливого эллина своим секретарём, а также личным наставником, изучая под его началом философию, риторику и историю. Они вместе путешествовали в Рим и Малую Азию, где Николаю в силу своего авторитета перед императором порой приходилось отстаивать не только права Ирода, но и всего еврейского народа. Когда же Ирод скончался, Николай, храня верность старой дружбе, помог его сыну Архелаю добиться признания в Риме и получить таким образом иудейский трон. Следовательно, Николай Дамасский скончался позже 4 года н.э., в довольно преклонном возрасте.
Будучи автором многих несохранившихся трагедий, комедий и философских трактатов, Николай тем не менее прославился благодаря своему историческому сочинению, которое состояло из 144 книг. Это сочинение получило ёмкое название «История» и включало в себя всемирную историю с древнейших времён до смерти Ирода. В работе над этой книгой Николай опирался прежде всего на труды Ктесия, Ксанфа, Геродота и многих других историков, значительно их интерпретируя и дополняя. В результате этого он смог создать довольно оригинальное и красноречивое сочинение, но при этом не очень надёжное с научной точки зрения, так как тот же Ктесий ещё в древние времена считался не самым достоверным источником. При этом «История» Николая так или иначе содержит многие интересные факты об истории Рима, Греции, Месопотамии и весьма высоко ценится научным сообществом. К сожалению, от этой книги остались лишь фрагменты первых 7 книг, а также более незначительные фрагменты более поздних – со 103 по 124. Кроме того, частично сохранились такие сочинения Николая как «О жизни Цезаря Августа», «О своей жизни», «Собрание занимательных обычаев» и «О растениях». На все труды опирались многие античные историки и писатели, самым значительным из которых, пожалуй, был Иосиф Флавий.

Firemarketing.ru - создание и продвижение сайтов

Search