Диодор Сицилийский

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский родился в Агирии около 90 года до н.э. Учитывая, что Сицилия к этому времени уже больше ста лет была римской провинцией, Диодор наверняка неплохо знал латинский язык, хотя основным его языком был койне, то есть универсальный греческий. Именно на этом языке он и написал труд всей своей жизни, известный нам как «Историческая библиотека».


К сожалению, о биографии самого историка сохранилось не очень много информации. Известно только, что он путешествовал в Европу, Малую Азию и Африку, долгое время жил в Египте и Риме. Отсюда можно сделать вывод, что у него были для этого время и средства, но самое важное, что у него было желание использовать эти путешествия для собственного саморазвития. Будучи убеждённым в том, что история является важнейшей и полезнейшей наукой, Диодор хотел воочию увидеть наиболее важные с исторической точки зрения места, пообщаться с очевидцами тех или иных событий, а также поработать с архивами и рукописями известных ему авторов. Потратив на это по собственному признанию около 30 лет, Диодор в известной степени повторил достижение другого древнегреческого историка – Полибия. Как и Полибий он составил труд, включающий 40 книг, который был призван охватить ключевые события известных на то время стран и народов, плюс ко всему связать эти события в общую концепцию. Дело в том, что согласно распространённой тогда мысли в греческом мире, локальная история не даёт понимания общих эволюционных процессов и практически ничему не учит. Однако соединив между собой историю греков, римлян и прочих известных народов, можно прийти к понимаю их успехов и поражений, а, следовательно, извлечь необходимые уроки и даже постичь в каком-то смысле волю богов. При этом между Диодором и Полибием есть существенное диалектическое расхождение: для первого история — это лишь инструмент для духовного роста, для второго – это ещё и советник в государственных делах. Кроме того, Полибий куда чаще выдвигал собственные идеи и концепции, чем брал их у своих предшественников, в то время как Диодора по сей день многие обвиняют в компилятивном подходе. В своём труде он ссылается на более 80-ти древнегреческих авторов, зачастую вставляя в своё сочинение значительные фрагменты их работ. Среди них такие известные имена, как Геродот, Гекатей Милетский, Иероним Кардийский, Клитарх, Ктесий, Мегасфен, Посидоний, Тимей, Эфор и вышеупомянутый Полибий. Пользовался Диодор и работами известных древнегреческих философов, однако его собственные философские воззрения были весьма эклектичными. При всём этом у его Исторической библиотеки есть ряд преимуществ перед другими подобными сочинениями той эпохи. В частности, Диодор придавал большое значение хронологии и все события в его труде распределяются по греческим олимпиадам, а также годам греческих архонтов и римских консулов. Само сочинение написано простым и понятным языком, без особых усложнений и риторических излишеств, большое внимание в нём уделяется не только истории, но и мифологии античности. Плюс ко всему работа Диодора во многих фрагментах имеет более подробную и объективную подачу, чем даже работа его современника Тита Ливия и прочих историков того времени. Ну и самое важное то, что благодаря Исторической библиотеке мы можем не только узнать много интересных подробностей из ранней истории Сицилии, Греции и Рима, но и получить общую картину мира большинства античных мыслителей. И если именно эта цель стояла во главе угла для самого Диодора, то он её без сомнения добился.
К сожалению, его обширное сочинение дошло до нас не полностью, поскольку значительная часть оригинального текста была утеряна ещё в Средневековье. От 40 книг осталось только 15 полных, плюс сохранившиеся извлечения и фрагменты, сделанные византийскими писателями. Исходя из вступительного слова самого историка, он пытался охватить период времени равный 1138 годам и для удобства разделил своё сочинение на три части, где первые 6 книг описывают легенды и события до Троянской войны, следующие 11 доносят всеобщую историю от Троянской войны до смерти Александра Великого, остальные 23 книги включают все остальные события вплоть до начала Галльской войны Цезаря. Судя по всему, труд Диодора не пользовался большой известностью среди его современников, тем более он не высказывал явных симпатий римскому владычеству… Однако на сегодняшний день этот труд является не только ценным, но иногда и незаменимым источником по истории и мифологии как Древней Греции, так и всего античного мира.

Firemarketing.ru - создание и продвижение сайтов

Search